Церковный календарь

Наш баннер

 

Седмица сырная

x_742c292d.jpg

 Понедельник
(Лк. 19, 29-40; 22, 7-39)

Евангельское чтение напоминает нам то, как готовится Господь к Своим вольным страданиям. Для того пришел Сын Божий на землю, чтобы страданиями и смертию искупить грех человеческий. Этими страданиями Он и вошел в славу Свою. Чтобы показать ученикам Своим, что эти страдания и вводят в славу, Он совершает торжественный вход в Иерусалим, принимая прославления и величания от окружающего народа.

На замечания фарисеев, которые не верили во Христа как Мессию, а потому, ожидая взятия Его на суд, не хотели видеть в Его подвигах славы, Он прямо отвечает, что все же слава эта должна быть и она откроется: Если они [ученики] умолкнут, то камни возопиют,— говорит Он.
Далее евангельское чтение переносит наше внимание на последнюю пасхальную вечерю Господню с учениками, где Христос объявил друзьям Своим, что совершаемая ими иудейская Пасха — последняя ветхозаветная. Прообраз уступает место самой действительности. Уже не буду есть пасхи, пока она не совершится в Царствии Божием. ...Не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие! И, раскрывая прежде Своих страданий смысл их, Он освящает хлеб и вино в Свое Тело и Кровь, преподает их для причащения ученикам Своим, заповедуя: Сие творите в Мое воспоминание.
Предав Свое тело за нас, пролив Свою кровь, как знак Нового Завета с Богом подобно тому, как при заключении Ветхого народ был окроплен кровью жертвенного животного (Исх. 24, 8), Христос явился нашей Пасхой. С этого момента доступ в Царствие Божие открылся для всех чрез таинственное общение со Христом.
Беседуя с учениками на последней вечери, Господь говорит, что Он знает о коварных замыслах предателя. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается. Разрешая распрю учеников, кто из них больший, Господь, указывая на пример Своего служения ученикам, поучает: Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Однако ученикам Христовым, как пребывшим с Ним в напастях, обещается не только участие в трапезе Царства Его, но и первенство: Сядете на престолах, судить двенадцать колен Израилевых. Впрочем, не следует им самообольщаться. Эта слава наступит в будущем, и до тех пор им самим предстоит тяжелый путь среди искушений. Пламенный Петр при всей своей самоуверенности отречется от Христа. Сатана хотел бы всех апостолов соблазнить, но милостию и силою Божиею соберутся они и укрепятся. В ближайшем будущем учеников ждут невзгоды. Тихая жизнь их с уходом от них Учителя прекратится. Прежде, ходя на проповедь по городам иудейским, они беспрепятственно исполняли свое назначение, не нуждаясь ни в чем. Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Теперь, идя к язычникам, они должны быть особенно внимательны к себе, мужественны и предусмотрительны. Внушая эти мысли ученикам, Христос выражается так: Теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Ученики еще не понимали и теперь всего смысла речей Учителя, а потому на упоминание о мече, как символе мужества и твердости, они говорят об имеющихся у них двух вещественных мечах. Кротко прерывает их слова Господь, побуждая встать и идти с Ним на подвиг Гефсиманский. Довольно,— говорит Он,— то есть закончим эту беседу.

Вторник
(Лк. 22, 39-42, 45 - 23, 1)

Евангелист Лука раскрывает пред нами картину ночи страданий Христовых в саду Гефсиманском, а затем на суде старейшин иудейских. В этих страданиях с небесной ясностью выступают пред нами Божеское и человеческое естества во Христе. Как Человек идет Господь на молитву Богу на гору Елеонскую. Молитесь,— говорит Он и ученикам,— чтобы не впасть в искушение. Молясь, Он показует человеческая: преклонив колена, молится. Так и нам дает вразумление, что для человека, состоящего из души и тела, и молитва должна быть действием и душевным и телесным. Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня? — вот первые слова молитвы. Здесь является Человек — Христос. Его человеческой природе, чуждой греха, свойственно желание не терпеть страданий, которых Он не заслужил. Но тут же эту человеческую волю подчиняет Он воле Божией: Впрочем,— говорит,— не Моя воля, но Твоя да будет.
В дальнейшем рассказе мы видим ту же человеческую, но в высочайшей степени благородную природу, которая сознательно и добровольно смиряет себя для исполнения воли Божественной. С любвеобильной кротостью укоряет Господь предателя; смиренно умеряет ревность ученика и исцеляет усеченное им ухо раба первосвященникова; посылает тихий упрек врагам Своим, нашедшим теперь на Него, будто на разбойника,— и все сносит, терпит.
Много хулений и надруганий молча переносит Он и во дворе архиерейском. Но и среди разных унижений человеческих ясно выступают доказательства Божества во Христе. В предстоящем отречении Петра является предведение Господне. И Петр, вспомнив об этом, горько заплакал. Более решительное доказательство содержится в признании Самого Христа. На вопрос: Ты ли Христос? — отвечает: Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. А кто этот Сын Человеческий, видно из следующих евангельских слов. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
Так Божество и человечество сочеталось в едином Лице Богочеловека, нашего Спасителя. Возвеличить и наши души до сыновства Богу по благодати, облагородить и телесную природу торжеством над похотями греховными, низменными приходил Он на землю. Прославим же Его как Бога и мы в душах и телесех наших: внутренним и внешним благоговейным почитанием.

Четверг
(Лк. 23, 1-34, 44-56)

Евангельское чтение излагает историю осуждения Невинного судиями неправедными, распятие Его, крестную смерть и погребение Иосифом Аримафейским.
Христос, за Которым ходили толпы народные, изумлявшиеся силе и власти слова Его; Христос, могущий при желании не только эти толпы подчинить Себе, но призвать и легионы Ангелов на Свою защиту; Христос — Божия Сила и вечная Правда — не хочет пользоваться силой Своей. И неправда человеческая побеждает. Вечная Правда сомкнула уста, злоба же и коварство вознеслись над нею!
Это значит, что Христос по Своей воле хотел пострадать, чтобы спасти нас, по Своему человеколюбию, ради нашего спасения Господь смирил Себя даже до смерти крестной. Добровольно принес Себя в жертву, благоприятную Богу, дабы искупить проклятие, тяготевшее над человечеством от времен прародительских. Силою этих страданий примирился Бог с нами, и мы становимся чадами Божиими, усвояя себе, через посредство установленных Христом Таинств церковных, Божественные плоды жертвы Христовой. С другой стороны, Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (I Пет. 2, 21). Своим примером Он подтвердил Свое учение о том, что и наша спасительная жизнь на земле не в наслаждении, а в самоотверженном подвиге.
Наполнена ли душа наша сознанием, что во Христе, в совершенном Им нашем искуплении и в оставленном нам учении,— вся наша жизнь христианская? Если мы, среди зла и неправды земной жизни, не ищем по мере сил своих правды Божией, то далеки еще мы от примера Христова. Если и делаем добрые дела, но в них свою выгоду наблюдаем, а не о славе Божией помышляем, то опять же — еще не близки к Царствию Божию. Нет, делай дела добрые всегда, с верою во Христа-Искупителя; пусть не ценят этих дел, отвечают тебе несправедливостью и обидою — не переставай, с помощью благодатной, почерпаемой в церковных Таинствах, в делании их!

Суббота
(Мф. 6,1-13)

В Евангельском чтении говорится о том, как нужно творить добрые дела — милостыню и как нужно молиться Богу. Христос не запрещает здесь творить милостыню или вообще делать добрые дела в присутствии других: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16), так как отказ просящему только на том основании, что другие могут заметить подаяние, противоречил бы заповеди: Просящему у тебя дай (Мф. 5, 42). Христос имеет в виду не обстановку, при которой совершается доброе дело, а намерение, с которым это дело совершается. Если оно совершается во имя любви, с верой во Христа, то не умалится достоинство этого дела, хотя бы и всенародно совершалось; с другой стороны, если дело делается лишь с тем, чтобы обратить на себя внимание, заслужить благоволение, похвалу от людей — оно не вменяется в праведность пред Богом совершающему его.
Добрыми делами, которые составляют наш долг и нашу обязанность, мы не можем гордиться. Пусть же совершающему доброе дело не входит и на сердце лукавая мысль самому перед собой высчитывать свои добродетели, хвалиться ими в душе своей, хотя бы только перед самим собою: Пусть левая рука не знает, что творит правая. Подобно научает нас Господь и молиться, не подражая лицемерам, которые любят молиться напоказ. Опять и здесь Господь отнюдь не запрещает совершать молитву в храме или вообще там, где присутствуют другие люди,— иначе не имели бы смысла слова Его, в той же беседе сказанные о принесении дара к жертвеннику (Мф. 5, 23), но хочет Он нас научить, что смысл всякой молитвы в ее сердечных корнях. Молитва лишь наружная, когда в душе так молящегося гнездится намерение приобрести себе славу этой молитвой,— не есть истинная молитва. Истинная молитва — та, где искреннее служение Богу, наполняя душу, и вовне проявляется без примеси сторонних побуждений, кроме славы Божией. Осуждает Господь лицемерную, неистинную молитву; а истинная, где бы ни приносилась — наедине ли, или в храме — всегда угодна Богу. «Если и в комнату войдешь и затворишь за собою двери,— говорит святой Златоуст,— а сделаешь это напоказ, то и затворенные двери не принесут тебе никакой пользы. Спаситель желает, чтобы ты, прежде чем затворить двери комнаты, изгнал из себя тщеславие и заключил двери сердца твоего. Из глубины сердца твоего извлеки глас, сделай молитву твою тайною».
Молясь, не говорите лишнего. Под порицаемым многословием разумеется не продолжительность молитвы: она должна быть непрестанною (и Христос ночи проводил на молитве); но осуждается молитва язычников, как набор громких и пышных фраз. Образцом молитвы, по которому могут составляться и другие наши моления, дана Христом молитва «Отче наш», которая и называется потому Господней молитвой.

Форумы общения с отцом Анатолием Кириакидисом

Евангельские беседы на воскресные и праздничные дни

Воскресенье

(Ин. 1, 43-51)

Ныне евангелист Иоанн повествует нам о призвании Господом Иисусом Христом Филиппа и Нафанаила в число Своих учеников.

Евангельские беседы на каждый день

Понедельник

Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 13—14).