Церковный календарь

Наш баннер

 

Неделя 1-я Великого поста Торжество Православия

41530094.jpg

Воскресенье

(Ин. 1, 43-51)

Ныне евангелист Иоанн повествует нам о призвании Господом Иисусом Христом Филиппа и Нафанаила в число Своих учеников.

 

Филипп, полагают, был ранее учеником Иоанна Крестителя и потому оказался настолько подготовленным к вере в Иисуса Христа, что достаточно было одного слова Спасителя: Иди за Мною,— чтобы он последовал за Христом. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Нафанаил сначала выразил сомнение, чтобы из Назарета могло быть что-либо хорошее, но как только увидел в Иисусе Христе дар прозрения и всеведения, тотчас исповедал Его Царем Израилевым. Христос похваляет веру Нафанаила и как бы в награду дает обетование: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Этим Христос дает понять Своим слушателям, что они отныне будут созерцать в Нем как Сыне Божием, ниспосланном на землю ради спасения людей, неисчерпаемый источник чудотворений, приносящих небесную помощь человечеству. Себя Он называет Сыном Человеческим применительно к пророчеству Даниила, где пророк изображает бывшее ему видение Мессии под образом Сына Человеческого, идущего на облаках небесных (Дан. 7, 13). Этим Господь Иисус Христос, с одной стороны, выражает мысль, что Он есть истинный Человек, а с другой — говорит о Себе как о Мессии.

Итак, Христос ясно Сам говорит о Себе, как о Мессии, и Нафанаил, не колеблясь, исповедует: Равви! Ты Сын Божий.

Между тем, нынешние рационалисты и сектанты рационалистического толка истолковывают это Христово наименование Себя Сыном Человеческим в прямом смысле: по естественному человеческому происхождению. Но мы, скорбя об их заблуждении, будем твердо, во веки веков, исповедовать Христа, как и Нафанаил, истинным Сыном Божиим, пришедшим спасти род человеческий.

Так и в первые века христианства умы многих христиан, подобно Нафанаилу, смущались тайной воплощения Сына Божия. Каким образом Бог мог стать Человеком? Как в Иисусе Христе Божество могло соединиться с человечеством? И древние еретики, как и новые, своими лжеучениями пытались ниспровергнуть Евангельское благовестие о Лице Господа Иисуса. Так, некоторые из них стали признавать Иисуса Христа простым человеком,— и самое воплощение Сына Божия, о котором мы читаем в Евангелии (Ин. 1, 1— 14; 1 Тим. 3, 16 и др.), понимали уже не в том смысле, что Бог Слово, или Сын Божий стал плотию, стал Человеком, а что лишь человек Иисус получил Божескую силу и стал Христом, Спасителем мира.

Будем же со Святой Соборной Апостольской Церковью православно исповедовать Господа нашего Иисуса Христа: «Верую... во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася ».

 

 

Блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них. Таковии во Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением (ласкательством и красноречием) прельщают сердца незлобливых (простодушных).

 

Рим 16 17,18

 

Ныне святая Церковь совершает Торжество Православия и тем научает нас твердо содержать православную веру, как великий и драгоценный дар, данный нам во спасение Господом нашим Иисусом Христом и соблюденный во всей чистоте и неприкосновенности в Церкви православной, к коей мы, по благости Божией, принадлежим. Чин православия, совершаемый ныне в главных соборных храмах отечества нашего, состоит в том, что святая Церковь изрекает благословение на ревнителей и поборников веры и произносит отлучение (анафему) на тех, кои по неверию или суемудрию отвергают или извращают истины веры, изъясненные и утвержденные семью вселенскими соборами. Подвергнуться анафеме значит быть отсеченным, отлученным от Церкви. Отлученный от общения церковного, подобно отсеченной от дерева ветви, лишается возможности пользоваться животворным током благодати Божией, присущей Церкви православной. Такой человек неизбежно погибает: его ожидает огонь геенский. Страшен, брат, сей суд Божий и вполне праведен по отношению к глаголемым христианам, нагло попирающим и извращающим истину Христову. Это вредные, гнилые члены Церкви — они необходимо должны быть отсечены, отлучены, чтобы зараза неверия и зловерия не распространялась в теле Церкви. Глава Церкви Господь Иисус Христос во все времена являл свою могущественную защиту Церкви православной от обуревавших ее ересей. Он всегда в благопотребное время воздвигал державных защитников православия в лице благоверных царей и цариц, которые подвергали достойному наказанию обличенных Церковью еретиков и силою своей власти утверждали правоверие. Когда же сильные мира сего, сами зараженные лжеучением, благоприятствовали еретикам и даже являлись гонителями православных поборников веры, Господь в ободрение верующих явно карал лжеучителей и их защитников. Так был поражен внезапной смертью осужденный на первом Вселенском соборе еретик Арий. Этот еретик, для прикрытия своего ложного раскаяния, употребил следующую хитрость. Когда император Константин спрашивал его, так ли он верует, как утвердили отцы на Никейском соборе, Арий, спрятав под одеждою хартию, на которой было написано его еретическое учение, говорил Константину, ударяя в грудь: «Так верую». Император поверил и приказал Ария допустить до приобщения. Лукавый еретик со своими единомышленниками уже намеревался вступить в Церковь, но на пути поражен был внезапно болезнью, от которой все чрево его расселось и он, подобно Иуде, умер поносной смертью. Все православные познали в этом обстоятельстве явный суд Божий над ересеначальником. Много подобных примеров Божия наказания еретикам записано на страницах церковной истории. К устрашению колеблющихся и нетвердых в вере Господь нередко открывал и будущую погибельную участь ересеначальников. Вот что повествуется в житии прп. Кириака (память 29 сентября/12 октября). Однажды к преподобному Кириаку, спасавшемуся в келий близ Иордана, пришел один инок Феофан, державшийся несторианской ереси. Преподобный Кириак молил его оставить свое заблуждение и обратиться к правоверию. «Един путь ко спасению, — говорил преподобный, — есть тот, чтобы мыслить и веровать так, как мыслили и веровали святые отцы». Феофан отвечал: «Все ереси то же говорят, что если с ними не будешь иметь общения, не спасешься. Что же мне делать? Мой разум так слаб, что не может постигнуть истины. Помолись о мне Богу, чтобы Он каким-либо откровением свыше вразумил меня». Преподобный Кириак возрадовался о готовности брата принять вразумление и сказал ему: «Останься в моей келий, и я надеюсь на Бога, что Его благость откроет тебе истину». Потом удалился в уединение и начал молиться Богу за брата. И вот около девятого часа на следующий день зараженный несторианскою ересью Феофан слышит голос: «Поди и познай истину». Затем явившийся ему неизвестный муж проводил его в темное и смрадное место и показывает ему в огне Ария, Нестория, Евтихия, Диоскора и других еретиков, испускающих стенания и скрежет зубов от нестерпимого мучения. «Вот обиталище тех, которые нечестиво умствуют и тех, которые им последуют. Итак, — сказал неизвестный, — если тебе нравится это место, оставайся при своем лжеучении, если же не хочешь подвергнуться подобному же наказанию, обратись к святой, соборной и апостольской Церкви, к которой принадлежит Кириак. Я говорю тебе, что если человек сотворит все добродетели, но не будет православно веровать, придет в это место мучения». После сего явившийся вестник божественной воли сделался невидим, и несторианец познал свое заблуждение и присоединился к православию.

Так с самых первых времен христианства враг рода человеческого не переставал сеять между христианами гибельные разногласия в понимании существенных истин веры. И сколько всегда было погибавших в упорном противлении истине! Это погибельные чада, которые, по суду Церкви видимому, паче же по невидимому действию суда Божия, подлежат анафеме, то есть отсечению, отлучению от общения церковного, так как они столь же зловредны для тела Церкви, как вредны для человеческого тела гнилые члены, которые необходимо отсекать, чтобы гнилость не распространялась дальше и чтобы таким образом сохранено было здравие всего тела. Совершаемое ныне Церковью Торжество Православия служит прямым указанием этого суда божественного на всех упорных в противлении истине и нераскаянных в своих заблуждениях. Вместе с тем совершаемый ныне чин весьма поучителен для всех истинных и верных чад Церкви. Страхом суда Божия вразумляя изменников, святая Церковь сим предостерегает чад своих от общения с такими людьми. В апостольском чтении нынешнего дня св. Церковь устами святого апостола Павла умоляет христиан остерегаться людей, производящих разделения и соблазны вопреки православному учению и уклоняться от них (Рим 16:17), потому что такие люди, проповедуя разные мнения, несогласные с верою Церкви, имеют в виду не сохранение истины, а собственные выгоды, служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим 16-18). Все разделения и несогласия религиозные происходят от нашего общего врага — диавола, но Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре (Рим 16:20). Так утешает апостол христиан в их борьбе с лжеучителями! В самом деле, можно ли христианам оставаться беспечными в охранении православия? Мы бережем свое временное, земное достояние и отражаем хищников, усиливающихся отнять нашу собственность, необходимую для нашего прожития. Истина православия составляет для нас высшее и неоцененное сокровище. Она есть дар божественной благодати, необходимый для нашего вечного спасения. Можем ли мы равнодушно смотреть, когда святое достояние вверенной нам истины Христовой будет расхищаемо коварством лжеучителей и оскверняемо неправдой человеческих мудрований? Кто имеет право произвольными умствованиями касаться догматов веры Христовой? Истина православия утверждена в мире самим Богом и предана Церкви для неизменного соблюдения с великой охраной. Евангелие, которое я благовествовал, говорит святой апостол Павел, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11,12). Посему никто не имеет права ни одной йоты изменять в этом благовествовании, так что, как говорит тот же апостол, если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал 1:8).

Нужно сознаться, что мы ныне живем в такое время, когда нет недостатка в таких суемудренных людях, которые готовы извратить истину Христова благовествования своими лжеучениями. Сколько в среде русского народа гнездится отступников от православия, нагло попирающих истину Христову и старающихся обольстить простодушных христиан коварными лжеумствованиями своими! Таковы все сектанты, измыслившие себе свою веру вопреки благовествованию Христову. Все они — враги Церкви, и от сношения с ними должно всячески оберегаться православным христианам. К сожалению, и между самими христианами стали появляться суемудренные толкователи истин веры, навязывающие народу свое новое измышленное учение. Для предостережения от лжемудрований и для сохранения православия нам необходимо крепко держаться послушания Церкви православной, не мудрствовать самим об истинах веры, но детски предаваться в этом отношении наставлению и руководительству Церкви, которая есть истинная матерь наша, возродившая нас святым крещением. Доброе дитя слушается своих родителей, не прекословит им и особенно чуждается тех, кто худо о них говорит. И всякий православный христианин, которому в дитяти самим Спасителем указан образец (Мф 18:3) должен быть всецело предан матери своей — православной Церкви, должен веровать так, как она учит, исполнять то, что она велит, чуждаться тех, которые осмеливаются осуждать уставы и чиноположения церковные. Так как в святой Церкви — этой единой неоскудеваемой сокровищнице истины — можно обрести нам полное удовлетворение нашему богопознанию и разрешение всех наших недоумений, то к этому источнику истины и надлежит прибегать.

Подумайте, откуда произошли и происходят все ереси, расколы и заблуждения? Именно от суемудрия таких христиан, которые не хотят слушаться голоса матери своей — Церкви православной, и, по гордости своей, ставят выше соборного решения церковного свои личные суемудренные измышления и толкования слова Божия. Слово Божие есть меч обоюдоострый, и кто легкомысленно и без опытного руководства пользуется им, тот легко может повредить душе своей. Наш ум плохой руководитель к богопознанию и нельзя на него полагаться в деле веры и изъяснения Священного писания. Божественное откровение, заключающееся в слове Божием, представляет такую неизмеримую глубину премудрости Божией, в которой наш слабый ум со своими ограниченными средствами познания так же может потонуть в бездне сомнений и противоречий, как человек, намеревающийся переплыть бурное море на утлой ладье и без кормчего. Оттого-то погибали все лжеучителя, которые, отвергнув сыновнее послушание Церкви, хотели устроять свое спасение произвольным путем исповедования веры, а не так, как заповедано Церковью. Поистине, только в союзе и единомыслии с Церковью возможно наше спасение, только на корабле церковном, управляемом всемогущею десницею небесного Кормчего — Христа, мы можем безопасно переплывать житейское море и достигать тихого пристанища — царства небесного. Иначе погибель неизбежна. Суемудрие и самочиние в деле спасения прямо отдаляют нас от Христа. Всякий Его последователь должен отречься от своего мудрования, от своей воли, одним словом, отречься от самого себя. Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мф 16:24), говорит Спаситель. Без отвержения воли не может быть и послушания Церкви, а кто не слушается Церкви, тот не может быть ее чадом и пользоваться теми благодатными средствами, какие в ней, как единственной сокровищнице, сохраняются для нашего общего спасения. Посему и апостол заповедует христианам не мудрствовать паче, нежели подобает мудрствовати (Рим 12:3), но в детской простоте веровать так, как учит святая православная Церковь, делать то, что она велит, быть ее послушными сынами. И сам Спаситель говорит: Аще не будете, яко дети, не внидите в царство небесное (Мф 18:3). Вселенским согласием церковным, на твердом основании слова Божия и по преданию апостольскому, неизменно, на все века утверждены догматы веры и даны в таинственных священнодействиях все необходимые средства к нашему благодатному возрождению и освящению. Никто, за сим, не имеет права к учению веры произвольно прибавлять ни одной йоты или убавлять из него, а также делать произвольные изменения в богоучрежденном чине священнодействия и в вековом порядке церковного руководительства ко спасению нашему, ведущего свое начало от самих апостолов и их преемников богомудрых пастырей и учителей вселенских. Стоит только в этом отношении допустить малейшее отступление от священного предания церковного, и тогда легко можно дойти до разрушения всего строя церковной жизни. Так это произошло в западной латинской Церкви, которая вначале была вполне единомысленна с восточной Церковью, но с девятого века, по суемудрию своих пап, начала вводить новоизмышленные догматы и порядки церковные и лишилась таким образом православия. Еще поразительнее вред суемудренно-го и произвольного отношения к православию отразился на протестантстве, которое в лице Лютера и других своих руководителей думало исправить заблуждения римской Церкви не на основании апостольского предания, сохранившегося в Церкви восточной, но по своему мудрованию, и таким образом еще более отступило от истины и извратило весь вековой порядок церковной жизни.

Православные христиане! К соблюдению спасительного единомыслия в исповедовании веры, да будет неизменным нашим правилом держаться союза с Церковью православною и под ее руководством понимать догматы веры и уразумевать сокровенный смысл Священного писания, не допуская при этом никакого личного произвола и измышления. А для того, чтобы сделать себя способными к уразумению высоких богооткровенных истин веры, будем стараться очищать сердце свое от страстей, помня, что, по словам премудрого, в злохудожную душу не внидет премудрость (Прем 1:4). Будем особенно молить Господа, да озарит Он сердца наши светом Своего благоразумия и откроет мысленные очи наши, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс 118:18).

 

 

Форумы общения с отцом Анатолием Кириакидисом