Церковный календарь

Наш баннер

 

Торжество Православия

torgestvo.jpg

 Митрофорный протоиерей Анатолий Кириченко

День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресенье Великого поста - это вечная победа св. Церкви над всеми ересями и расколами.
Историческим событием, которое стало началом празднования дня Торжества Православия была победа Святой Церкви над иконоборческой ересью, по объяснению книги "Синаксар" в настоящий день празднуется "возставление святых и честных икон", бывшее в половине ІХ века (в 842 году) "...от Михаила (Византийского императора) и Феодоры, Святой и Блаженнийшей Царицы и св. Мефодия, патриарха Константинопольского".

Почитание святых икон тесно связано с христианской догматикой и победа над иконоборцами, по своей сути, была победой всего христианского православного учения над ересями, ведь еретики не останавливались на одних только иконах. С.В. Булгаков в "Настольной книге священно-церковно-служителя" в свое время писал: "Кроме того, установление догмата иконопочтения представляет собой особое торжество православия и потому, что иконоборческое движение не было только частным религиозным заблуждением, а было целостным антицерковным направлением мысли и жизни, стремившимся подчинить власти государства дела веры и совести христианской. Вместе с уничтожением икон уничтожались иноческие обители, имущества их отбирались, монастырские здания обращались в общественные склады, ношение монашеской одежды запрещалось и т.п.. Из всего этого можно видеть, что иконоборство тесно связывалось с уничтожением всего строя Православной Церкви. Отсюда и победа иконопочитания была не только торжеством частной истины над частными заблуждениями, а торжеством православия вообще, победой православно-церковных начал жизни и идеалов. Естественно было Церкви открыто засвидетельствовать свою внутреннюю мощь, свою духовную силу. Это она и сделала в торжественном праздновании. (подр. см. Душ. Чт. 1899, 3)."
Можно сказать и то, что Святая Церковь до времени победы над иконоборцами в борьбе с разными ересями окончательно определила правила Семи Вселенских Соборов православное христианское учение, которое признается полнотой православной веры и по сей день. Конечно это не означает того, что с ІХ в. не появлялось уже больше или не могли появится ереси, а значит, что все последующие ереси, как бы они не были многочисленны и разнообразны, находят себе обличение и опровержение в определениях Семи Вселенських Соборов. 
По окончанию литургии в день Торжества Православия положено совершать особый чин православия ,составленный св. Мефодием, патриархом Константинопольським. Священники совершают молебен на середине храма, перед святыми иконами Спасителя и Божьей Матери, молятся Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истиный всех отступников. Диакон затем громко читает Символ Веры и произносит анафему т.е. объявляет об оделение от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры и "вечную память" всем скончавшимся защитникам веры православной и "многая лета" живущим.
Торжество Православия напоминает нам о нашем недалеком прошлом и сегодня нам, как и християнам первых веков есть над чем задуматся. Сегодня, когда в очередной раз решается судьба Украины, в том числе и судьба православных верующих, день Торжества Православия свидетельствует нам о том, какой ценой, на протяжении веков, людям доставалась правда и утверждение истины. Для всех граждан Украины это пример того, каким образом мы должны отстаивать свое право на жизнь, ведь наша вера - это не просто история, храмы, слова…, наша вера - это наша жизнь, и не просто жизнь, а жизнь вечная.
Да, можно в очередной раз провозгласить анафему всем тем, кто пытается сознательно уродовать нашу жизнь, ведет нас к вражде, пропеть "вечную память" и славу тем, кто защищал нашу веру и Отечество от разного рода разбойников и проходимцев, свидетельством чему были страдания нашого народа, крематории и разрушеные православне храмы, провозгласить "многая лета" тем, кто отсаивает веру и право на жизнь нашей Канонической Украинской Православной Церкви и нашей родной отчизны Руси-Украины, но разве только в этом суть церковного служения. Мне кажется, пример истиного служения подают нам святые отцы Церкви, в том, как они устраивали жизнь верующих, управляли своей паствой, служили Отечеству. 
Долго было бы говорить о тех мудрых и благих уставах, правилах и канонах, которые дали они Церкви, в том числе и на тех Вселенских Соборах о которых упоминалось выше, правила которых мы должны хранить твердо и свято. Скажу только, что в управлении церквами, паствами, верующими св. отцы были истинными отцами своих чад. Далеки были они от всякой гордости и корысти; сама строгость соединялась у них с милостью, твердость с кротостью. Они помнили и исполняли слово Спасителя: первый из вас да будет слуга всем! "Как родительные хазяева, скажем словами Иоанна Златоуста, знают, что кому нужно в их доме, так те добрые пастыри знали дела, нравы, обхождения своих пасомых, подавая каждому нужное лекарство: одному - утешение, другому - запрещение, а всем - любовь". Они вразумляли заблудших, исправляли согрешивших, утешали скорбящих, подымали падших, заступались за угнетенных, обиженных, помогали бедным, устраивали дома для бездомных, больницы для больных, приюты для сирот, училища для всех детей. 
Будем и мы братия подражать их вере и благочестию, повиноваться их богомудрым наставлениям и просить их святых молитв перед Богом за нас, грешных и недостойних по своему несовершенству перед Богом. 
Достойно пройдем Великий пост в молитвах и трудах на благо Святой Церкви, своего Отечества и нашей жизни. Прежде всего для верующих Великий пост и на выборах жизнь не оканчивается. Не будем разделяться в добродетели, будем достойные своего звания - человека. 
Поздравляю всех с Великим постом. Благослови нас Господь! 

 

 

Форумы общения с отцом Анатолием Кириакидисом